«На Небе — Рай, а на Земле — Валдай»
Патриарх Никон
Вечером в пятницу 13-го ноября, подмигнув фарами неразумным суевериям, из Витебска, в сторону г. Валдай, что в Новгородской области, выехал автобус. В отличие от странников и бесцельно шатающихся бродяг в автобусе ехали люди, которые точно знали, куда и зачем они едут. Это были мы – паломники.
Целью нашей поездки был Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь, а личной целью каждого из нас – духовное просветление с помощью Духа Святого, обитающего в этом месте.
Монастырь, в который мы отправились, был основан в 1653 году по намерению Патриарха Никона и указанию царя Алексея Михайловича. За три года было закончено сооружение главной постройки монастыря – Иверского собора, куда была доставлена чудотворная икона Божьей Матери “Иверская”, точный список с чудной афонской Иверской иконы Божией Матери.
Паломническая поездка в Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь Паломническая поездка в Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь Паломническая поездка в Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь
В 1927 году монастырь был закрыт по известным причинам. В июне 1991 года стараниями архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, Валдайский Иверский Богородицкий Святоозёрский мужской монастырь был возвращён русской православной церкви.
Вскоре, после посещения монастыря В.В.Путиным в 2001г. началась масштабная реставрация. И к 2008г. Иверская обитель вновь засияла жемчужиной в ожерелье российских монастырей.
С Витебской областью Валдайский Иверский мужской монастырь связывает давняя история. В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография – Государев печатный двор в Москве.
С приездом в Иверский монастырь Кутеинских белорусских иноков из возникают новые ремесла: печатники, переплетчики, переводчики. Появляются искусные мастера в резьбе по дереву, прекрасные иконописцы. В обители берет свое начало производство в России цветных изразцов.
Сейчас в монастыре живёт совсем мало насельников – всего 15 человек вместе с послушниками. К сожалению, число монашествующих далеко не дотягивает до живших в XVIIв. 200-т человек, а число паломников намного меньше 10-15 тысяч, посещавших обитель в те времена по праздникам.
Как и Кутеинские иноки в стародавние времена, наш автобус пробивал себе путь в ночи через русские леса, невзирая на темноту и сложные дороги. Пусть скорость наша была чуть больше 40 км/час, но к утренней службе мы успели. В этом нам, несомненно, помогла общая молитва под руководством иерея Александра Кислого, отправившегося с нами в путь.
Вопреки паломническим традициям, поселили нас в комфортабельной гостинице на территории монастыря. Сытно кормили в трапезной обедами и ужином вместе с братией, удивляя необычным меню.
И конечно, по нашей доброй традиции и благословению отца настоятеля, мы потрудились на пользу монастыря. Кому какая работа была по силам. Своим трудничеством мы заслужили благодарность от монахов и подарки в дорогу, а некоторые, особенно отличившиеся, получили удовольствие осмотреть ещё два малых храма обители, в которые обычно всех не пускают.
В воскресный день большинство паломников из нашей группы побывали на исповеди и причастились Святых Христовых Тайн на Праздничной Литургии, отслуженной Митрополитом Новгородским и Старорусским Львом в Иверском соборе. Отцу Александру досталась радость сослужить с отцами обители и Митрополитом во время Литургии.
Перед причастием Святых Христовых Таин иеромонах Серафим (Игнатьев) произнёс проповедь о св. кн. Владимире. Богослужение сопровождалось пением хора монахов монастыря, студентов Новгородского Духовного училища и всех молящихся. Впервые в жизни мы вместе с хором пели праздничную литургию по заранее розданным книжкам с порядком ведения литургии. Это незабываемое чувство восторга совместного служения.
Перед отъездом из монастыря мы поклонились святым мощам князя Владимира, привезённым в этот день в обитель. Так что нас можно называть теперь не паломниками (пальмовых ветвей привезти на родину мы не смогли по причине снегопада на Валдае), а поклонниками (как называли раньше подобных нам в Русском монастыре на Афоне).
Дорога обратно в Витебск была наполнена задушевными песнями под гитару и чувством благодарности суровым волнам озера Валдай, подарившим нам радость от прикосновения к святыне и сладость от возвращения домой одухотворенными и умиротворенными.
Ручец Николай, паломник.